Паспорт
учебно-опытного участка государственного учреждения образования “Ремезовская средняя школа Ельского района”
Учебно-опытный участок (УОУ) |
|
Дата создания УОУ (число, месяц, год) |
01.01.2021 г |
Район |
Ельский |
Образовательное учреждение |
Государственное учреждение образования «Ремезовская средняя школа Ельского района»» |
Размер участка |
0, 5 га |
Количество обучающихся |
55 чел. |
в том числе членов УОУ |
79 чел. |
директор |
Трошко Людмила Фадеевна |
Руководитель УОУ |
Завхоз Куприенко Ольга Владимировна |
Отрасль основной производственной деятельности учебно-опытного участка |
Плодово-ягодный, защищённый грунт, коллекционный, дендрологический, цветочно-декоротивный |
Методическое обеспечение исследовательской работына УОУ |
учитель биологии |
Нормативно-правовая основа УОУ
-Кодекс Республики Беларусь об образовании
- Устав школы;
- Положение об учебно-опытном участке.
Назначение учебно-опытного участка.
Функционирование учебно-опытного участка учреждения образования позволяет решать комплекс образовательных задач:
Учебные:
- совершенствование знаний учащихся по естествознанию, биологии, экологии, технологии (биологические особенности различных растений, представления о главных сельскохозяйственных растениях, их разновидностях и сортах);
- ознакомление учащихся с главными сельскохозяйственными и физиологическими процессами, основными биологическими и экологическими понятиями;
- обеспечение тесной связи основ биологических наук с трудом, заготовка дидактического материала для применения на уроках.
- знакомство учащихся с основными видами культурных, лекарственных, местных дикорастущих растений
Воспитательные:
- формирование у обучающихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению, формирование у учащихся экологической культуры – уважение к законам природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность;
- содействовать формированию эстетического вкуса;
- развитие интереса учащихся к профессиям, связанным с природой, сельским хозяйством, биологией и экологией, способствующих профессиональному самоопределению.
Развивающие:
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
-приобщение учащихся к самостоятельному поиску, выработка пунктуальности, совершенствование практических и организаторских навыков;
-выработка умений и навыков, необходимых для работы с землей, привитие учащимся навыков выращивания и ухода за растениями.
Экологическое состояние
УОУ расположен в центре села, рядом с дорогой с асфальтовым покрытием со средним транспортным потоком. По периметру растут ясени, берёзы, груши. дубы задерживающие воздушный поток с дороги. Эту же функцию выполняет дендрарий. Плодово-ягодный, защищённый грунт, цветочно-декоративный, коллекционный отделы находятся в 200 метрах от дороги; в дошкольной группе – 300 метрах, что исключает загрязнение этих почв в этих отделах тяжелыми металлами и пылью.
Почвенно-климатические условия
Территория села относится ко второй почвенно-климатической зоне, с умеренно жарким летом, расположена в зоне умеренного увлажнения, на первую половину вегетационного периода приходится около 200-210 мм осадков, что положительно сказывается на росте и развитии сельскохозяйственных культур.В первую декаду июня и последнюю декаду августа возможны заморозки. Амплитуда температур за период активной вегетации от 5 до 35 градусов, может достигать и 40 градусов. Безморозный период 125 дней.В целом природные условия благоприятны для выращивания всех культур, районированных в этой зоне.
Материальная база пришкольного учебно-опытного участка
Перечень сельскохозяйственного инвентаря
№ |
Наименование |
Кол-во, шт. |
1 |
Лопаты |
5 |
2 |
Грабли |
5 |
3 |
Вилы |
1 |
4 |
Носилки |
2 |
5 |
Секатор |
1 |
6 |
Шланг |
2 (30 м) |
7 |
Мотыги |
10 |
8 |
Ведра |
10 |
9 |
Лейки |
3 |
10 |
Рыхлители |
3 |
13 |
Пила |
1 |
14 |
Посадочные ящики |
10 |
Сельскохозяйственный инвентарь хранится в складском помещении учреждения образования. Для каждого вида инвентаря имеется собственное место – полки, ящики, ниши. За порядок в помещении отвечает завхоз.
Органические удобрения (перегной, компост, опилки (мульча), попел.
Для хранения выращенной продукции имеется овощехранилище.
Водоснабжение водопроводное.
Имеется металлическая емкость для запаса воды.
Участок огорожен со стороны улицы Анварова бетонной изгородью, а по периметру деревянной изгородью.
2. Год организации учебно-опытного участка – 2021
3. Размеры пришкольной территории и школьного учебно-опытного участка:
ПлощадьУОУ – 0,5 га
Основные работы на пришкольном участке.
Основными работами обучающихся на пришкольном участке являются: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Здесь организуются общественно полезный труд, трудовая практика учащихся и природоохранная работа.
На пришкольном участке сами учащиеся проводят все сезонные работы: подготовку почвы, посев, посадку рассады, уход за растениями в течение года, уборку и сбор семян. На пришкольном участке заготавливают живой и гербарный раздаточный материал для уроков биологии.
Важная задача работы учащихся – ознакомление в теории и на практике наиболее общими основами выращивания растений.
Основными работами обучающихся на пришкольном участке являются: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, биологии, кружковых занятий. Здесь организуются общественно полезный труд, трудовая практика учащихся и природоохранная работа.
На пришкольном участке сами учащиеся проводят все сезонные работы: подготовку почвы, посев, посадку рассады, уход за растениями в течение года, уборку и сбор семян. На пришкольном участке заготавливают живой и гербарный раздаточный материал для уроков биологии.
Важная задача работы учащихся – ознакомление в теории и на практике наиболее общими основами выращивания растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ:
Отдел плодово-ягодных культур
Отдел состоит из маточного сада, ягодника, где представлены основные плодовые и ягодные растения, выращиваемые в Беларуси. 90% площади сада отводится под плодовые деревья и 10 % - под кустарники. Из площади, отведенной под плодовые деревья:
- 80% под яблоню;
- 8% под грушу;
- 12% под косточковые (сливу, вишню, черешню).
В этом отделе обучающиеся знакомятся с различными сортами плодово-ягодных культур, закрепляют знания теоретических основ по морфологии и биологическим особенностям отдельных видов яблонь, грущ, абрикос, вишни, осваивают технологию их выращивания.
Цветочно-декоративный отдел
Цветочно-декоративный отдел служит для эстетического воспитания обучающихся и, в то же время, является очень удобным объектом для организации учебно-практических работ по сельскохозяйственному труду. Изучая цветочно-декоративные растения, обучающиеся знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, их морфологическими и биологическими особенностями, закрепляют знания по систематике, осваивают приемы озеленения территории, приобретают навыки по закладке цветников непрерывного цветения, оформлению клумб, правильно подбирать растения по цветовой гамме и другим особенностям.Цветочно-декоративный отдел включает в себя цветники, расположенные перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль центральной дорожки и других терри ториях по периметру в разных отделах УОУ. Отдел представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников:
А – астра, агератум
Б – бархатцы
В – василек, вологодские кружева
Г – гвоздика турецкая, георгины, гладиолусы
З – золотой шар
И – ирис
К – колокольчик синий
Л – ленок декоративный, лилии
М – мальва
Н – настурция, ноготки
П – петуния гибридная, портулак, петушиный гребень
Р – ромашка крупно цветковая, роза декоративная
С – сальвия,
Х – хризантемы
Ц – циния
Отдел защищённого грунта
Защищенный грунт - это специально оборудованные помещение - парник, в которых выращивается рассада для открытого грунта.
Парник - культивационные сооружение, рассчитанное на ранневесеннее и весеннее выращивание рассады овощных культур.
Углубленый парник имеет площадь 0,13 сотки, где выращивается расада помидор, перца, капусты.и реализуется населению, служит пасадочным материалом для коллекционного отдела учреждения образования.
Коллекционный отдел
В состав коллекционного отдела входят: с/х, цветочно-декоративные и др.культуры. Данный отдел функционирует на территории группы дошкольников и в школе. Коллекционный отдел составляет 2 сотки, где возделываются следуюшие культуры: капуста, помидоры, перец, фасоль, лук, кабачки , огурцы В коллекционном отделе учащиеся знакомятся с морфологией и систематикой растений, основами экологии, генетики и селекции растений, собирают раздаточный материал для учебных целей, ведут фенологические наблюдения.
Под коллекционный участок отводится площадь прямоугольной формы с ровной поверхностью. Его величина зависит от набора растений, которыми располагает учреждение образования. Весь участок разбивается на метровые полосы по ширине, длина произвольная. Между метровками отбивают дорожки шириной 40-50 см.
Севообороты на коллекционных участках не применяют, а периодически меняют местами отдельные группы растений. Посев и посадку производят в оптимальные сроки для каждого вида культур. Расстояние в ряду и междурядьях соответствует видам растений. Сгруппированные посадки растений обозначаются этикетками с указанием семейства, рода, вида, разновидности.
В этом отделе учащиеся младших классов получают первоначальные сведения о сельском хозяйстве. Главная цель работы на участке: привитие любви к природе, проведение фенологических наблюдений, приобретение умений и навыков по уходу за растениями. Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся 1 -4 классов выращивают цветочно-декоративные, овощные, в соответствии с программой курса «Человек и мир», трудового обучения, проводят простейшие опыты.
В овощном садике дошкольной группы по мере созревания удаляются некоторые культуры. Освобождающееся пространство «ремонтируется» любой быстрорастущей культурой или выращенной заранее рассадой поздних сортов теплолюбивых овощей.
В школе результат получается, так как совмещаются культуры с разными сроками созревания. Рано созревающие культуры убирают, а оставшиеся, разрастаясь, укрывают освободившуюся площадь.
Дендрологический отдел
Дендрарий - это сад деревьев, кустарников и древесных лиан, культивируемых в открытом грунте. Отдел состоит из коллекций древесных и кустарниковых растений. В дендрарии высажены древесные растения местной флоры.. Посадку растений произвели по принципу разбивки пейзажного парка. Это предполагает свободное размещение одиночных деревьев и кустарников, а также их групп. Дикорастущие травянистые растения открытых местообитаний размещают по периметру учреждения, кустарники- вдоль дорожек. Дендрарий являться составной частью декоративного оформления территории УОУ школы. Растения размещены вдоль заграждения, кустарники – вдоль тротуара. Школьный дендрарий играет большую роль в образовательном процессе при проведении учебной и внеклассной работы по биологии, знакомит учащихся с разнообразием древесно-кустарниковых пород, является базой заготовки материала для наглядных пособий (гербарий, коллекции плодов семян каштанов).
В дендрарии проводятся фенологические наблюдения, определяется прирост деревьев, определяется влияние погодных условий на сезонное развитие древесных растений и др.
Процесс возделывания сельскохозяйственных растений включает:
- обработку почвы для создания необходимых физических свойств, определяющих лучшие условия жизни растений, развития корневой системы, получения высокого урожая;
- улучшение химических свойств почвы, условия питания растений путем применения органических, минеральных удобрении;
- подбор лучшего сорта конкретной культуры, отвечающего местным условиям;
- воздействие на растение, обеспечивающее лучшие жизни (влага, воздух, питательные вещества);
- рациональная уборка данной культуры с учетом назначения урожая и условий его последующего использования;
- получение семян отличного качества, сущность массовой селекции.
В процессе ухода на пришкольном участком учащиеся наблюдают за растениями на отдельных делянках – вариантах опыта, оформляют гербарии и ведут дневники.
Технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур
Этапы агротехнологии |
Правила выполнения и требования к качеству |
Сроки проведения |
1.Подготовка семян к посеву 1.1. Отбор полновесных семян 1.2.Обеззараживание семян 1.3. Проращивание семян |
Отметить год сбора семян. Опустить семена в 3-5% р-р поваренной соли, перемешать, через 3-5 мин. Извлечь осевшие на дно семена и просушить их. Замочить семена в 1%р-ре марганцовокислого калия, выдержать 20 мин. и тщательно промыть водой На влажной мешковине до наклеивания |
Март Перед проращиванием За 1-2 дня посева |
Подготовка почвы Перекопка почвы и внесение удобрений Подготовить гряды Посев семян |
Внести в грунт под перекопку перегной (привезти из фермы) Размеры : 1.2х10м Дата посева Норма посева Глубина заделки, см Температура почвы Оценка влажности почвы Схема посева Расстояние между рядами |
Апрель-май май |
3.Уход за растениями 3.1. Рыхление 3.2. Прополка и про-реживание всходов 3.3. Полив 3.4. Подкормка 3.5.Обработка против вредителей и болезней 3.6.Формирование растений (подвязка, прищипка) |
Дата: июнь-август Дата:июнь-август До цветения поливать 2-4 раза в неделю. В период плодоношения – в соответствии состоянием растений Растворить в 10 л воды: аммиачной селитры 10-20, суперфосфата 20-30, сернокислого калия 15-20. Расход 10л на 3 кв.м. |
В солнечную погоду через 7-10дн. В пасмурную-12-15д. |
Календарный план работ на учебно-опытном участке
на 2024 год.
Месяцы |
Вид деятельности |
Ответственные |
Зимние работы на учебно-опытном участке. |
||
Январь |
Проверить наличие и исправность рабочего инвентаря. Ремонт сельхоз инвентаря (тяпок, лопат, граблей). Приобретение недостающего инвентаря (лейки, рыхлители, ведра, лопаты) |
Зав.участком Завхоз |
Февраль |
Составление плана работы на учебно-опытном участке. Приобретение семян овощей и цветочных культур Посадка рассад. |
Зав.участком с привлечением учителей МО начальные классы и естественнонаучных дисциплин. Зав.участком Зав.участком, учащиеся. |
Весенние работы на учебно-опытном участке. |
||
Март |
Подготовка земли, приготовление земляных смесей для высадки семян Посев семян овощей по сортам в рассадные ящики. |
Зав.участком, учащиеся. |
Апрель |
Посев семян цветов в рассадные ящики (астра, агератум, петуния). |
Зав.участком, учащиеся |
Май |
Составление графика практики. Обработка почвы: вспашка( культивация) земли на УОУ. Вскапывание, разбивка грядок. Посадка полевых культур. Посадка моркови, фасоли, свёклы, картофеля. Закладка опыта «Влияние способа посадки картофеля на его урожай» Закладка опыта «Влияние площади питания на урожай моркови» Вскапывание земли цветочно-декоративного отдела Высадка семян цветочно-декоративной культуры в грунт. Высадка клубней георгин в грунт |
Зав.участком Зав.участком Зав.участком, учащиеся Зав.участком, учащиеся. Зав.участком, учащиеся Зав.участком, учащиеся Зав.участком, учащиеся, начальные классы |
Летние работы на учебно-опытном участке. |
||
Июнь |
Посев семян овощей. Посадка в грунт рассады. Реализация излишков. Закладка опыта « Влияние минеральных удобрений на урожай огурцов». Высадка цветочной рассады на клумбы. Реализация излишков. Прореживание, прополка и рыхление почвы на грядках. Ведение фенологических наблюдений |
Ответственный за практику, учащиеся Ответственный за практику, учащиеся Ответственный за практику, учащиеся Ответственный за практику, учащиеся Ответственный за практику, учащиеся |
Июль |
Полив, прополка сорняков, прореживание свеклы, моркови, рыхление почвы на грядках. Обработка картофеля Борьба с вредителями Ведение фенологических наблюдений |
Ответственный за практику, учащиеся |
Август |
Полив, прополка. Уборка и учет урожая овощных культур |
Ответственный за практику, учащиеся |
Осенние работы на учебно-опытном участке. |
||
Сентябрь |
Уборка и учет урожая овощных культур (свеклы, моркови, картофеля) Сушка и заготовка семян моркови, свеклы, лука, цветов. Закладка на хранение овощей Подведение итогов по опытам Реализация излишков овощей |
Зав.участком, учащиеся, начальные классы |
Октябрь |
Уборка урожая . Уборка растительных остатков с грядок. Внесение навоза. Вспашка земли( если год не дождливый) Подведение итогов работы УОУ за год. Праздник урожая. |
Зав.участком, учащиеся. Зав.участком Кл. руководители |
Агротехнический план работ по отделам
Отделы |
Виды работ |
Сроки |
Класс |
Коллекционный отдел и цветочно-декоративный |
1. Посев семян |
февраль |
|
Предпосевная обработка и боронование почвы под посев семян овощей, разбивка грядок. |
Апрель,май |
||
Посев семян моркови и свеклы, фасоли |
май |
||
Закладка опыта «Влияние площади питания на урожай моркови» |
май |
||
Посев сортов свеклы |
май |
||
Посев семян фасоли |
июнь |
||
Закладка опыта « Влияние минеральных удобрений на урожай свеклы» |
июнь |
||
Высадка рассады |
июнь |
||
Мульчирование корнеплодов(свекла, морковь) |
июнь |
||
Подкормка рассады 1-я: 25 июня 3-я: 15 июля 2-я: 5 июля 4-я: 25 июля |
Июнь-июль Через 10 дней после посадки, при появлении 2-х новых листьев |
||
Окучивание и рыхление |
Июнь – июль Между подкормками |
||
Подкормка 1-я: через 10 дней 2-я: в период массового цветения |
Июнь - июль |
||
Пасынкование и подвязывание |
Каждый месяц |
||
Подкормка 1-я: при появлении настоящих листьев 2-я: через 15 дней |
Июнь - июль |
||
Рыхление, прополка, полив, борьба с сорняками и вредителями. |
В течение вегетационного периода |
||
Уборка урожая |
август |
||
Уборка урожая свеклы |
сентябрь |
||
Уборка урожая |
октябрь |
||
Осенняя обработка почвы |
Сентябрь – октябрь |
||
Подведение итогов по опытам |
Сентябрь |
||
1-9, 11 классы |
Подготовка клумб. |
май |
|
Посев семян однолетних цветочно-декоративных культур в грунт |
май |
||
Высадка клубней георгин в грунт |
май |
||
Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление) |
Май-сентябрь |
||
Сушка и заготовка семян |
Август -сентябрь |
||
Очистка клумб от растительных остатков |
Сентябрь |